В Германии театр хотел убрать на сезон оперу "Идоменей" о Критском царе, написанную Моцартом, из-за финальной сцены, в которой главный герой должен глядеть на отрубленные головы богов и пророков: Посейдона, Будды, Христа и Магомета. Из-за головы последнего и заявления полиции, что она не сможет обеспечить безопасность. Но не тут-то было.
Как только это стало известно, взвыла вся германская аристократия и интеллигенция: "Ах!.. Ох!.. Ущемляют права художников и попирают ногами Моцарта!... Да мы! Да их запугали! Да наша свобода выражения!... Это же искусство!"
Имхо такую речугу аристократия и интеллигенция могут засунуть себе в задницу.
Объясняю, почему. Во-первых, ясень-пень, у Моцарта этой сцены не было. Это адаптация какого-то германского артиста, так что ещё не известно, кто тут Моцарта попрал. Во-вторых, ещё никого не запугали - имхо это скорее разумная предосторожность, типа как не носить красный свитер, отправляясь на ранчо, или не обвешиваться сырым мясом, вступая в клеть тигра. Если нам важнее отстоять право на выпендрёж и получить ещё n террактов, то мы, имхо, вообще-то пни.
В-третьих, я бы попросил.
Мы, типа, разумная еропейская нация.
Мы, типа, рулим налево и направо и, как это модно в последнее время, жаждем диалога между культурами и мирного урегулирования многочисленных конфликтов Ближнего Востока.
Если это не просто слова, которыми обмахиваются аристократия, интеллигенция и правящие органы, то я просто не врубаюсь. В диалоге речь идёт прежде всего о взаимном у-ва-же-ни-и. Не в плане "мы правы, а вы отсталые и не врубаетесь в наше искусство, а так мы вас уважаем и вы нас, пожалуйста, тоже, и без террактов" - а в плане компромиссов, показывающих, что мы действительно уважаем чужой взгляд на мир.
В том числе и праведную ярость от карикатур на пророка.
Если мы ведём переговоры - мы обязаны соблюдать этикет, как мы ожидаем от любого дипломата, что он не станет справлять нужду на общественном банкете. Мы обязаны не делать жестов, которые будут расценены как богохульство и глумление. В конце концов, мой в вечности возлюбленный Конгресс рассматривал недавно закон, запрещающий глумление над флагом США и налагающий за это уголовную ответственность. Чем пророк, мать вашу, хуже?!!!
Вывод неутешительный: создаётся впечатление, что свобода дебильного и сомнительного уровня искусства (конечно, автор трактовки лучше Моцарта знает, что там должна быть эта сцена) нам важнее человеческих жизней. Мы полны желания продемонстрировать миру собственную несгибаемость в подобных вопросах. Наш взгляд на мир намного взрослее и правильнее мусульманского. Мы хотим диалога на уровне НАШЕЙ культуры.
И ещё кто-то удивляется, что нам отвечают на языке их культуры, который полагает убийство достойным ответом на богохульство.
Единственное, о чём я жалею - это что не смогу публично развесить кресты, американские и немецкие флаги, соорудить алтарь с Гитлером и сжечь всё это прямо перед зданием оперы в день премьеры, грязно ругаясь и читая Библию задом наперёд, пересилив собственное глубокое отвращение к оному действу. Искусство, господа!